Какие загадки скрывает сарафанная тайнопись

Какие загадки скрывает сарафанная тайнопись

Пытались ли вы когда-нибудь, во время посещения краеведческих музеев, на глаз определить, к какой губернии принадлежит тот или иной костюмный комплекс? На первый взгляд, задача не из лёгких: ткани все одинаково пестрят вышивкой и разнообразие материалов позапрошлого века сбивает с толку. Похожие во всех областях парча, галун, бархат и простое полотно… Однако, есть ключ к разгадке, лежащей на поверхности.

Северная мода

Сарафан как часть костюма особенно часто встречался на русском Севере и в центральном районе. Существует много версий о происхождении этого предмета гардероба. С одной стороны, слово заимствовано из персидского языка и означает «с головы до ног», дело явно идёт о некой длинной одежде. С другой стороны, по форме сарафан напоминает хангерок – излюбленную плечевую одежду из древней Скандинавии. Он представлял собой два полотна с лямками, которые прикалывались к основе крупными металлическими застёжками-фибулами. Имеется у сарафана и множество чисто русских названий: костыч, костолан (Смоленская губ.), дольник, (Вологодская губ.), подол (Мещёра), шубка (Московская губ.)

Какие загадки скрывает сарафанная тайнопись

Так или иначе, с XVII по XX век сарафан имел огромную популярность у русского населения и встречался на всей территории нашей страны, различаясь методами отделки, кроем и качеством ткани. Например на русском Севере (Архангельск, Вологда, Сольвычегодск) преобладали сарафаны из шёлка, набоечной ткани и синего или красного холста.

Традиционный для тех мест косоклинный сарафан можно разложить на полу в виде круга или полукруга. Такой подол в длину достигал семи метров, так что материала отделки требовалось особенно много.

Подкладка часто была плотная и грубая, сермяжная, иногда и вовсе шили на вате. Подол укреплялся дополнительной полосой ткани «пыльником», а иногда имел широкий подгиб. Лямки сзади сходились на так называемой «лягушке», которую либо пришивали отдельно, либо кроили вместе со спинкой. Нередко его носили с «душегреей» («епанечкой»), нагрудной одеждой без рукавов, богато вышитой золотной нитью. Также очень узнаваемы круглые каргопольские покосные сарафаны с необычной белой вышивкой на подолах. В крое они представляли собой прямоугольник со сборкой на груди и лямками.
Более поздние образцы имеют отрезной лиф и уже похожи на современные платья.

ЧИТАТЬ:  Племя голядь: что стало с аборигенами Руси

Гость южан и московитов

Если на севере у сарафана конкурентов не было, то от Москвы до Смоленска он имел куда меньшую славу, уступая место панёвам – поясной женской шерстяной одежде традиционных чёрно-красных тонов. Историки полагают, что и завезён он был вместе с потоком переселенцев-северян. Чаще всего в этих регионах сарафан воспринимался как часть девичьего костюма, которая после свадьбы постепенно покидала гардероб молодой жены.

Какие загадки скрывает сарафанная тайнопись

В этих и более южных губерниях (Рязань, Воронеж) бытовал сарафан без разреза спереди, в отличие от традиционных северных распашных и ложнораспашных, которые застёгивались на множество пуговиц. Отсюда и пошло выражение «осрамиться до девятой пуговицы», т.е. предстать в крайне непотребном виде, как в расстёгнутом до бёдер сарафане.

Ткань часто использовали чёрного цвета, отделывая её полосами барановских ситцев, разнообразными галунами и даже вышивкой. Образ получался яркий, выразительный, его дополняли белым или богато вышитым передником, широким кушаком из разноцветных нитей.

На хребте России

Отдельного внимания заслуживают сарафаны, существовавшие на Урале. Как и в случае с южными регионами, завезены они были северными великорусами, мощная волна переселенцев принесла с собой излюбленный распашной косоклинник, который ещё долго носили уральские казачки. Интересно также, что после раскола церкви Урал стал заселяться старообрядцами. В начале XX века Пермский край уже был ими прекрасно освоен.

Особенность старообрядческой молельной женской одежды состоит в том, что в неё обязательно входит глухой тёмный сарафан с широкой «лягушкой» или вовсе без неё (центральная часть состоит из цельного полотна, перегнутого пополам и слегка подкроенного на плечах). Во многих случаях, при походе в церковь, его даже не подпоясывали, чтобы не обличать талию. Но как же совсем без пояса? Он был завязан прямо на теле или на исподней рубахе.

ЧИТАТЬ:  Как устранился соперник Софии Палеолог

Запомнив ряд этих замечаний, можно легко угадать родину почти любого отдельно взятого сарафана. Главное – не путать его с «завеской», у которой нет спинки, и различными высокими передниками.

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие интересные статьи

This article was written by slazz.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 15 =