Объективная реальность: что фотография расскажет о фотографе

Объективная реальность: что фотография расскажет о фотографе

Фотоснимок может рассказать о характере своего создателя ничуть не хуже, чем его почерк или мимика.

Скажи мне, что ты снимаешь, — и я скажу тебе, кто ты. В эпоху повального увлечения фотографией именно так можно переиначить старую поговорку. Психологи утверждают: фотоснимок может рассказать о характере своего создателя ничуть не хуже, чем его почерк или мимика.

Свободный художник

В одной фривольной английской песенке престарелый ловелас зазывал в гости юную деву посмотреть на его коллекцию марок, а позже угощал ее мадерой. В наше время марки уже не в моде — их место прочно заняли фотографии. Бывает, придешь в гости — и тебе тут же выложат на стол толстенный семейный фотоальбом. А в нем известно что: фотографии самой хозяйки и хозяина дома, начиная с пеленок, а затем в окружении почтенного семейства, мамы-папы-сына-собаки,второй половины, одноклассников и коллег. А также многочисленные снимки уже набивших оскомину красот Шарм-эль-Шейха с Анталией, кое-где разбавленных Биг Беном и Нотр-Дамом, несколько пейзажей с претензией на особый авторский стиль,южных цветочков и пушистых котят. И мадеры,кстати, явно не предвидится!

Сейчас у каждого есть цифровая камера, и фотографы-любители снимают все, что попадается им на глаза, а затем настырно забивают твою почту ссылками на свои виртуальные альбомы. Но не торопись проклинать последними словами горе-фотографов. Просто попробуй тайком от них сыграть с собой в одну увлекательную игру. Вообрази себя на секундочку знатоком человеческих душ, и, возможно, унылые мгновения просмотра чужого неинтересного фотоальбома превратятся для тебя в увлекательное путешествие в глубины человеческого подсознания. А в помощь тебе ведущие российские психологи и знаменитые фотографы прокомментируют самые избитые фотосюжеты. И расскажут, что за человек стоит по ту сторону объектива каждой фотографии.

Лицом к лицу

Один мой друг, зайдя на огонек, с иронией поведал мне: все женщины — самовлюбленные эгоистки, которые вечно окружают себя собственными изображениями. Я, конечно,с негодованием отвергла эти абсурдные измышления отъ—

явленного женоненавистника, но, когда он ушел, украдкой подсчитала стоящие вокруг снимки себя любимой. Ровно пять штук. Но лучше ли мужчины? Зайди на любой сайт знакомств или «одноклассников» — и ты увидишь подросших мачо из пятого «Б», небрежно положивших руку на капот Роллс-Ройса или стоящих в обнимку с новоявленной «мисс Россия». Чуть позже, правда, выяснится, что это был всего лишь тест-драйв очередной новинки машпрома, а красотка просто работает с героем в одном отделе и согласилась сфотографироваться с ним из сестринского сострадания. Портреты «на фоне», пожалуй,самый распространенный тип фотографий из семейного фотоальбома. Но всегда ли они выдают страсть к самолюбованию?

ВЛАДИМИР ЕСАУЛОВ, 

психотерапевт, тренер Института психотерапии, руководитель Центра современных психотехнологий 

Нам нравится смотреть на себя со стороны. Фотограф как будто говорит нам: «Я вижу тебя таким, какой ты есть, я показываю тебе зеркало». Но на деле мы, конечно, крайне селективны и демонстрируем окружающим только те фотографии, где готовы себя принять. Мы отбираем снимки по тому мнению о себе, которое уже имеем: я такая-то и такая-то,и вот этому подтверждение. Хотя, конечно, иногда чей-то взгляд может поразить нас своей новизной, открыть необычный аспект самих себя. Но, чтобы не быть отвергнутым, этот аспект должен нам понравиться.

Иногда мы фотографируемся в компании и оставляем некоторые из этих снимков в семейном альбоме. Это происходит потому, что мы на них хорошо получились, или потому, что на них изображены значимые для нас люди — именно это заставляет нас часто хранить фотографии, на которых мы сами себе не нравимся. Хотя если отношения с человеком на снимке были разорваны, то вряд ли это фото надолго задержится в нашем альбоме.

ПЛАТОН,

фотограф, снимавший Владимира Путина для обложки журнала Time 

Портретная съемка для меня — это фиксация моих ощущений от общения. Обычно вначале работы снимаемые люди надевают на себя определенную маску. С ее помощью они защищают себя от постороннего человека. Моя задача — снять эту маску. Когда я делаю портрет в своей студии, всегда создаю мир, где я хозяин: съемка проходит на моих условиях, установлены тот свет и аппаратура, которые я выбрал. Когда же снимаю на улице,все иначе — здесь я гость. Если предстоит сделать фото актера, политика, бизнесмена, мне нужно быть во время съемки таким же сильным, волевым, как и он. Когда я снимаю человека на улице, необходимо стать смиренным и незаметным. По своему контрасту это очень интересный опыт: ты не можешь быть самоуверенным в чужой культуре. Так что для меня переключение между портретом и документальной фотографией — своего рода поддержание психологического баланса между напором и деликатностью.

Объективная реальность: что фотография расскажет о фотографе

ФОТОГРАФИЯ С ХАРАКТЕРОМ

В психологии существует огромное количество разнообразных типологий и классификаций людей. Так, еще с античности широко известно деление людей по четырем типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Позже Карл-Густав Юнг предложил простейшее деление людей на два вида: интровертов и экстравертов. Характерология же делит их на несколько типов (или радикалов) — замкнутых и эксцентричных шизоидов,общительных и избыточных циклоидов, быстро утомляемых астеников и т. д. С помощью фотографий, которые снимает человек, часто можно определить его темперамент и тип личности.

Белая береза под моим окном

О, эти бесконечные закаты на море, подернутые дымкой рассвета и пеленой тумана водные глади озер, плакучие ивы и цветущие олеандры! Тебе казалось, что клише бывают только во второсортных дамских романах, где герой целует героиню под непременные крики чибиса или трели соловья, непосредственно перед этим сняв с дерева ее заблудившегося котенка? Так нет же — вот они все перед тобой, так сказать, в визуальном воплощении. И их автор явно надеется на признание своих талантов.

АЛЕКСАНДР КОПЫТИН, 

арт-терапевт, руководитель направления Института практической психологии Иматон, председатель Арт-терапевтической ассоциации 

Природу очень любят снимать психоастеники. Они проявляют высокую способность передавать настроения и их оттенки. При этом ощущения у них тонкие, нюансированные,часто окрашенные в депрессивные тона, сомнения. Поэтому они снимают объекты природы,которые переживают какие-либо трудности. К примеру, не цветущее дерево, а имеющее какую-то рану. Фотографы-психоастеники также склонны к глубокому сопереживанию,эмпатии в своих работах. Если же на фотографии не просто пейзаж, а есть еще животные или люди, то человек также обнаруживает эмпатический потенциал, но стремится к социальным контактам — межличностное взаимодействие очень важно для циклоидов(людей с меняющимися периодами душевного подъема и уныния, активности и пассивности). По «населенным» пейзажам также можно косвенно судить о профессии человека — возможно, перед вами врач, психолог, социальный работник.

НИНА ЧАХМАХЧЕВА, 

психолог, тренер и преподаватель Института практической психологии личности «Генезис» 

Кто-то любит сниматься везде и всюду, других, наоборот, это не интересует. Чаще всего последние чувствуют себя «внутри» изображения, они уже живут там, растворены в этой реальности, их фигура не нужна им для переживания и воспоминания. По снимкам часто можно судить и о том, экстраверт перед нами или интроверт. Интроверт будет чаще снимать природу, погружаться в себя внутри композиционных построений. Экстраверт будет, скорее,снимать себя на фоне других людей. Это делается для того, чтобы показать себя: такие люди как будто скользят по поверхности, выскакивают из реальности. Однако здесь бывает и совсем другая мотивация — осознанное и глубокое желание исследовать самих себя,схожее с интересом к себе художников, рисующих автопортреты в разных возрастах. Но последнее встречается гораздо реже.

Объективная реальность: что фотография расскажет о фотографе

Руссо туристо

Много лет назад, сразу после падения Железного занавеса, один мой знакомый впервые поехал в Париж. По возвращении он гордо демонстрировал окружающим поляроидный снимок: его лицо крупным планом, а сзади что-то темное и бесформенное. Оказалось,что это его фото на фоне не чего-нибудь, а Эйфелевой башни! Башня,правда, совершенно не угадывалась,зато хорошо можно было разобрать мельчайшие черточки лица приятеля. Ироничная американская исследовательница фотографии Сюзан Зонтаг писала о «тайне японского туриста, заплатившего за бегство со своего острова-тюрьмы йенами и вооруженного двумя камерами, по одной на каждом бедре». Она с презрением относилась к туристической фотографии, считая ее способом ухода от неудобного настоящего. Психологи не столь категоричны.

НИНА ЧАХМАХЧЕВА 

Внушительные монументы и диковинные местные обычаи, как мне кажется, люди фотографируют по двум причинам. Во‑первых, в современном мире очень много информации, ее становится все больше, она быстро теряется. Люди фотографируют, чтобы зафиксировать ее, сделать «закладку» в памяти. А во-вторых, конечно, такие фотографии делаются, когда что-то яркое, необычное сильно зацепило снимающего эмоционально.

ВЛАДИМИР ЕСАУЛОВ

Туристическая фотография может быть сделана иногда «по созвучию» своему эмоциональному состоянию, которое хочется удержать в памяти, — такая свое—

образная «зарубка на память» об отдыхе, который привнес в жизнь яркие и незабываемые эмоции. Эти фото в дальнейшем можно с удовольствием и улыбкой рассматривать,вспоминая приятные детали отдыха и необыкновенные места, наполняя теплыми воспоминаниями обычную повседневную жизнь. Порой себя на фоне памятников фотографируют и для того, чтобы «пометить территорию» и предъявить документальное доказательство другим — «смотрите, вот где я был!», показывая собственную «крутизну», следуя принципу «мир для меня». В этом случае фоном для съемки выбираются общеизвестные памятники культуры, и получаются снимки типа : «Я и Эйфелева башня,Я и пирамиды…». У некоторых романтических фотолюбителей возникает желание зафиксировать себя любимого на фоне легендарных древних исторических мест, построек,вещей и как бы вобрать в себя своеобразную энергетику, волшебство, мощь этого места,прикоснуться к чему-то таинственному, сказочному, магическому и посредством фотографии сделать себя частью этого волшебства.

Довольно часто в экзотических путешествиях наблюдается очень сильный эмоциональный резонанс, когда путешественнику кажется, что в этом месте возникло необыкновенное единство себя и окружающего места, чувство гармонии либо чувство потрясения. Темами фотосъемок в данном случае может быть либо гармония и красота окружающего мира и объектив направляется на то, что кажется близким и внутренне созвучным («я и мой мир», «я и похожее, близкое мне»), либо, напротив, внимание обращается на что-то удивившее,перевернувшее внутренний мир, максимально не похожее на привычное, что-то интересное,оставившее отклик в душе.

Объективная реальность: что фотография расскажет о фотографе

Черный квадрат

Согласись, тебе иногда приходилось замечать фотографии, во время просмотра которых в голову приходила одна и та же мысль: «Похоже, этот парень возомнил себя новым Малевичем!» На его снимках ты найдешь не только черный квадрат, но и другие геометрические фигуры. Не поймешь, что перед тобой — закат превратился в красные треугольники, а синие круги под глазами, переведенные в «ч/б», вдруг стали выдающимся произведением абстрактного искусства. Может быть, любитель все превращать в линии и разводы слишком погружен в себя и из этой раковины его не выманить ни за какие объективы и линзы? Совсем не обязательно!

АЛЕКСАНДР КОПЫТИН

Абстракция абстракции рознь. Конечно, перед нами может быть типичный шизоидный тип. Для него будет характерна символизация, отражение философских идей, эзотерических традиций, уход в неприродные явления, в мир фантазии, в культурные формы. Но если человек любит снимать глубокие цвета и фактурные материалы, то это, наоборот, знак его включенности в физический мир, его эмоциональности, чувственности. Полнокровные,яркие, цветные фотографии характеризуют человека, придающего большую ценность чувственным, даже геденистическим переживаниям.

Кстати, хотя цвет сильнее всего апеллирует к сенсорным системам человека, чувственные характеристики могут передаваться и через черно-белое фото, и через формы и линии. В фотографии могут также проявляться моменты перехода, трансформации, личностного,духовного роста. Это момент кризиса, но и появления чего-то нового. Так что все эти эксперименты с реальностью, символические образы могут означать, что человек в себе еще что-то не осознал, но это уже присутствует у него в снимках.

ГАРРИ ГРУЙЕР 

член фотоагентства Magnum

Для меня цвет — это не абстракция, не что-то, что добавляется «после» или придумывается в голове. Это что-то физическое. Это связано с волнением, возбуждением, чувственностью. Черно-белая фотография лучше для портретной съемки. Потому что, если я сделаю цветные снимки, цвет будет для меня в них самым главным. Но если я снимаю своих детей или кого-то еще, кто мне близок, для меня важны именно они, а не то, кто во что одет, на каком фоне все это происходит и как поставлен свет. В черно-белом варианте человек может выглядеть более прямолинейным в личностном плане.

Примерить на время маску психолога, конечно, интересно. Но не забывай, что это всего лишь игра. Как видишь, один и тот же мотив в фотографии может означать прямо противоположные вещи.

К тому же большинство психологов и фотографов сходятся в одном: характерология и деление людей «на типы» могут дать лишь первый импульс к знакомству с душой человека, а чтобы сделать хороший портрет, одного зрения и фотокамеры в его руках недостаточно. Нужно разговаривать, видеть, слышать и чувствовать людей, постепенно раскрывая для себя чужую и свою неповторимую индивидуальность.

Журнал Cosmopolitan

07.11.2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *