Только ли воспитание? Почему одних детей легче растить, чем других

Только ли воспитание? Почему одних детей легче растить, чем других

Существует мнение, что то, каким будет ребенок, зависит только лишь от воспитания. Однако у каждого ребенка есть определенные индивидуальные качества, свойственные только ему. Это доказали исследования американских ученых Стеллы Чесе и Александра Томаса. Приведенные в книге данные объясняют, почему одних детей легче растить, чем других. Исследования Чесе и Томас доказали, что некоторые дети больше склонны к осложнениям и их труднее воспитывать.

Уже у новорожденного ребенка специалисты выделяют девять темпераментов. Эти темпераменты — самые главные характеристики ребенка, в основном сохраняются у него и в дальнейшем. Они могут быть в какой-то степени видоизменены, «улучшены» или «ухудшены», но в целом остаются свойственны человеку всю жизнь. Это следующие темпераменты (излагается по книге Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей»):

1. Уровень активности — степень наследственной моторной активности, определяющая, активным или пассивным является ребенок.

2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) — предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритма цикла «сон — бодрствование».

3. Приближение или удаление — это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.

4. Приспособляемость — скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры.

5. Интенсивность — количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.

6. Порог реактивности — уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.

7. Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.

8. Способность отвлекаться. Характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.

9. Интервал внимания и настойчивость — продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Как вы, наверное, заметили, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темперамента играют решающую роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Ребенок с высокой степенью реактивности («птичка»); ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации («улитка»); ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям («черепаха»); или ребенок, у которого обычно плохое настроение («нытик»). Эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. К сожалению, именно этим детям обычно достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.

Итак, новорожденных, о которых сложнее заботиться, которых тяжелее растить, можно назвать «трудными» детьми. Такие дети требуют от родителей гораздо больше внимания и любви. Родители «трудных детей», при условии, что они относятся к ребенку доброжелательно и с любовью, принимают его таким, как есть, хоть и столкнутся с определенными осложнениями в воспитании, но, скорее всего, с ними успешно справятся. Впрочем, наличие родительской любви и принятия важно и для «легких» детей, подмечено, что у «легких» детей, не любящих матерей, больше осложнений в жизни, чем у «трудных» детей, любящих матерей. Вывод из вышесказанного следующий — тип темперамента, несомненно, необходимо учитывать, но в воспитании детей нет ничего важнее безусловной любви и принятия, независимо от того, «трудные» они или «легкие».

Симон Соловейчик в одной из своих статей на вопрос «Воспитуемы ли люди» отвечал:

«Это один из самых интересных и, кажется, один из самых неразрешимых вопросов человечества.

Чтобы ответить на него, психологи давно уже проводят так называемые лонгитюдные — многолетние исследования одних и тех же людей, годами изучают двойняшек. Пытаются выяснить, что в человеке от природы, а что от воспитания. И каждый раз получают двусмысленные результаты, которые можно истолковать и так и этак…

По моим ненаучным наблюдениям, в каждом человеке есть неизменный, не изменяющийся в течение всей его жизни уровень справедливости, уровень совести… Именно этим уровнем определяется степень доверия, вызываемая человеком…»